Лицензировать софт необходимо. И уже немало было потрачено сил в объяснениях этого руководителям разных организаций. Что, дождались? Все, теперь поздно пить запрещенную минералку.
Оно нам надо? Надо. По той простой причине, что сейчас по всей стране начались массовые стрижки под частый гребешок. Придут сотрудники ОБЭП, арестуют компы и все, приехали.
Существует несколько распространенных заблуждений в такой ситуации. Первое — «я никого не пущу!». Как показывает печальная практика, никому еще не удавалось успешно «позвонить куда следует», дабы непрошенные гости самоликвидировались. Позвонить-то, конечно, можно, но согласно имеющимся в истории примерам на результате это никак не сказывается. Придется впустить, включить, показать. Кивать, подписывать, соглашаться. Сотрудники УВД приходят не с пустыми руками, у них есть официальные бумаги, и ваше противодействие будет только во вред вам самим, так как само по себе будет нарушением закона. В Старом Осколе были попытки «позвонить», «уладить» — никому не помогло.
Еще одно заблуждение — «я успею все удалить». Это не так. Вместе с милицией приходит эксперт по компьютерам, человек практически со стороны, но заинтересованный, тем не менее, сделать свою часть работы качественно, потому что ему самому проблемы не нужны. И если вас застанут за процессом удаления — только себе хуже сделаете. Сотрудники ОБЭП укажут это в протоколе, потом на суде будет воздухом дышать сложнее.
Еще одно — «ко мне не придут». Что тут сказать… Количество нострадамусов среди нас исчезающе мало. Тем более, что мы не всегда в состоянии ручаться даже за свои поступки, что уж говорить о чужих.
Кто крайний?
С точки зрения закона виновен тот, кто ставит пиратский софт. Но что же тогда делать бесправному сисадмину, который оказался меж двух огней? Посудите сами: если он поставит на работе ломаную 1С, его посадят: статья 146 УКРФ может упрятать бедолагу за решетку аж на 2 года. А если не поставит — его уволит начальник.
Особенно плохо тем админам, у которых работа не постоянная, которые просто периодически обслуживают контору. Еще хуже, если на этот счет с данной фирмой есть договор, и совсем хреново, если таких контор у админа с десяток. Директор, не моргнув глазом, сдаст властям с потрохами в общем-то неплохого парня, который зарабатывал, как умел…
Как здесь поступить? Админ должен самостоятельно позаботиться о своей невиновности. Для этого ему нужно заблаговременно (то есть прямо сейчас!) составить служебную записку, в которой указать, что такой-то софт на таких-то компьютерах позарез необходимо лицензировать. Подпись директора на этой бумаге (или даже просто дата и номер входящего документа) — админу индульгенция и крепкий, пусть и короткий, сон.
Второй способ — добиться у руководства фирмы официального утверждения должностной инструкции системного администратора, причем в такой редакции, которая исключит его прямую ответственность за установку на работе чего попало. «Вот пункт, где указано, что я обязан это сделать по требованию руководства, и вот пункт, где написано, что я не несу за это ответственности».
И вот радостный админ, весь в бумагах, идет к директору и объявляет ему…
Презервация
В подавляющем большинстве случаев директорат смотрит на админа коровьим взглядом — зачем мне покупать какие-то дурацкие лицензии? Ведь и так все нормально работает! Нам что, деньги больше девать некуда, ты считаешь? Иди работай, бездельник!
Админ, потупив глаза, разворачивается на 180 и уходит, поминая бестолкового начальника тихим незлым словом. Так обычно происходит 1-3 раза за полгода-год, после чего среднестатистический админ машет на все рукой — что проку биться головой о стену? Отдельные админы, не входящие в упомянутую статистику, начинают искать выход из ситуации. А выходов и здесь есть, надо сказать.
Выход A: кастрация памяти
Админ идет по компьютерам, безжалостно снося весь софт и оставляя только то, что нужно для работы. Поехали!
Секретарше AutoCAD не нужен. Зачем он тут стоит? Оказывается, полтора года назад она делала лабораторную для института, поставили ей софт и забыли про него. Под нож софтину!
В бухгалтерии обнаружен Photoshop. Кто и когда его здесь воткнул, неизвестно. F8. Еще один артефакт там же — куча программ от 1С. Пользуются одной, поставили четыре (видимо, «на всякий случай»). Снести лишнее немедленно!
Далее — Microsoft Office. Случай крайне тяжелый. Юзеры к нему настолько привыкли, что поднимают невообразимый шум. Затыкаем уши, сносим, ставим OpenOffice. Наиболее любопытные интересуются, чем отличается одно от другого — отвечаем, что ничем. Это, конечно, не совсем правда, но применимо к их задачам такой ответ совершенно адекватен.
Попутно меняем Outlook и TheBat! на Thunderbird, WinRAR и WinZIP на 7-zip, Nero и WinOnCD на DeepBurner, а Doctor Web и Kaspersky AVP на бесплатный AVG. Все эти примеры можно разнообразить, смысл один — меняем коммерческий софт на freeware.
Плюс — при проверке по голове достанется только за Windows. Малой кровью. Минус — юзерам потребуется некоторое время для привыкания к новому софту. Что ж… всё когда-то в первый раз…
Выход B: кнопка «Пуск» и все такое
Админ в выходные дни одну из машин превращает в сервак. Дополнительный винт, RAID, еще пара линеек памяти. Ставит на нее — увы! — пиратскую Windows 2000 Server, фриварные «офис» и антивирус, настраивает… да-да, сервер терминалов. На остальные компьютеры безжалостно втыкает Debian или Mandriva, или что еще под руку подвернулось, и настраивает на каждой терминал-клиента.
В понедельник все приходят на работу, включают компы, видят на рабочем столе кнопку «Пуск», мыслей не возникает, и все работают, как ни в чем ни бывало. Плюс — вместо 10-20 лицензий на винду потребуется только одна. Минус — надо будет хорошо добавить памяти серверу и все-таки приобрести одну лицензию на Win2000.
Выход C: полномасштабная альтернатива
Админ переводит большинство рабочих станций на *nix-системы. Секретарь, делопроизводитель, офис-менеджер и даже директор, которым для работы необходим только интернет и офисный пакет, торжественно переезжают в новую операционную систему под лицензией GPL, со всеми своими котами и фикусами. Плюс — экономия на лицензировании оставшихся машин, минус — кислые физиономии пользователей. Ну, дайте им сахарку, что ли…
Выход D: бабки на бочку!
Меньше всего проблем, и больше всего затрат. Просто покупаются лицензии на абсолютно все имеющееся программное обеспечение. Плюс — будете спать спокойно, и ничего в этой жизни менять не придется. Минус — возможно, для закупки всех лицензий вам придется продать саму фирму.
Другие выходы: кто во что горазд
Есть, конечно и другие варианты, о которых мало кто знает и чье применение достаточно спорною Однако такие способы кое-кто тоже может использовать, разве что экономической целесообразностью и удобством придется жертвовать одновременно. Имеются в виду проекты типа VMWare и им подобные. Оставим их без комментария.
Выход Z: выхода нет?
Бывают безальтернативные случаи, когда лицензии все равно придется покупать, причем очень дорогие. Есть профессиональные программы, и им конкурентов пока нет, да и вряд ли скоро появятся.
Это тот же Photoshop сотоварищи, например. Для профессионального дизайнера-полиграфиста он незаменим (домашнему пользователю, разумеется, альтернатив здесь вагон и маленькая с колесиками).
Это обработчики аудио вроде CoolEdit Pro (сейчас он под крылом Adobe и называется Adobe Audition). Записать с микрофона звук — полдела. Кое-кто этот звук еще и обрабатывает, причем насколько здесь все «запущено» и что может с этим звуком сделать грамотный спец, дилетантам никогда не понять.
Это продукты 1С, с которых бухгалтера не согнать ни на какую даже очень пристойную альтернативу (другой вопрос, что бесплатных систем учета не бывает — деньги к деньгам).
Это CAD’ы, при помощи которых зарабатывают очень большие доллары, и которые сами стоят немало. И еще, еще и еще.
Выход всегда есть, и тут он заключается исключительно в легализации этого ПО. Да, дорого, но здесь этот выход, к сожалению, единственный.
Дрель для бюджета
Что касается цифр, то как рассказал недавно знакомый эксперт — участник одной из таких групп «незваных гостей», — если пиратского софта на данном компьютере установлено на сумму более 50 тысяч рублей, машина опечатывается и конфискуется до суда. А что там суд решит и когда — это уже вопрос второй. При этом важно, что добровольно-принудительное лицензирование по требованию органов не избавит от уплаты штрафа производителям ПО. Сумма штрафа будет устанавливаться судом.
Для ориентировки — машина с пиратскими копиями Windows XP Home Edition, Microsoft Office 2003/XP и сетевой 1С:Бухгалтерией 7.7 обойдется бюджету организации приблизительно в $840 только на лицензиях. Суммы обязательных штрафов могут увеличить эту цифру в десять и более раз.
Угроза развала
Теперь можно посчитать, во сколько обойдется «стрижка» маленькой фирме из 12 сотрудников с четырьмя «грязными» компьютерами. Фирма просто прекратит свое существование. Всем спасибо, все свободны. Фирма прекращает платить налоги. Закрывшись, невольно сдает свою часть рынка радостным конкурентам. Увеличивает безработицу, и, как следствие, проблемы в семьях и социальную напряженность в обществе.
Потому вопрос о частом гребешке, которым сейчас прочесываются организации, сильно неоднозначен. Что же говорить о бюджетных организациях — больницах, школах? Прекращаем лечиться и учиться?
Предисловие
Это не ошибка. Тема настолько важна, что одной статьей ее не раскрыть. В следующем материале мы рассмотрим, что в этой ситуации делать бюджетникам. Кроме того, поговорим о том, почему предоставляемое государственными организациями ПО сделано исключительно под одну узкую платформу — имеются в виду программы для налоговой отчетности, пенсионного фонда, приложения «банк-клиент» и т. д., — вынуждающие организации работать только в конкретных дорогостоящих операционных системах.
источник: Здесь